Математика – многозначное слово: это и прекрасная наука, и школьный предмет, и инструмент для решения практических задач. Те, кому со школой повезло, знакомы со всеми значениями слова «математика». Но, судя по уровню знаний сегодняшних школьников, повезло немногим.
В стандартной школьной программе математика подменена арифметикой. Именно ей отдаётся большая часть времени и сил. При этом задач решается очень мало, без серьёзного анализа условий, без освоения специальных инструментов.
В результате для многих школьников числа в условии задачи заслоняют слова: они начинают бездумно выполнять с ними всевозможные арифметические операции – авось да получится ответ.
Но обучение информационному моделированию и программированию невозможно без умения анализировать данные, решать задачу в общем виде. Цель курса – научить школьника краткой записи условия задачи, применению при решении картинок и схем, построению и использованию формул. Помимо этого мы познакомим школьников с некоторыми компьютерными инструментами, полезными при решении задач, покажем, как применить компьютер при многократном решении задачи с разными данными.
Знания и умения, полученные в результате обучения
В результате обучения учащиеся узнают:
- Термины «данные», «метаданные», «переменная», «формула».
- Последовательность действий при решении задачи.
- Основные принципы решения уравнений.
В ходе обучения вырабатываются следующие навыки:
- Выделение важного в условии задачи.
- Создание иллюстраций, способствующих пониманию условия.
- Краткая запись условия задачи с использованием переменных.
- Построение схемы взаимосвязи данных.
- Выражение зависимости между данными с помощью формул.
- Решение задач с помощью уравнений.
В ходе обучения ученики получают представление о применении компьютера при решении задач:
- Использование MS Excel для многократных расчётов.
- Применение MS PowerPoint для построения схем данных.
- Использование встроенного калькулятора MS Windows.