470823481
Нодира
498526497
Анна
364978079
Юлия

Закрыть

Общая информация
АИШ 10 лет О программе Схема обучения Программа обучения Стоимость обучения Преподаватели Новости и успехи Дни открытых дверей Работы слушателей О филиале АИШ Летняя школа
Обучающимся
Расписание занятий Списки групп и оценки Поиск школьника
Внеучебная жизнь
Олимпиады Политех-квест КРОСС И3 Курс для родителей Small Basic - клуб Битва роботов
Обратная связь
Форум Как нас найти Контакты

Дни открытых дверей Академии информатики для школьников —

Печать

Семестр 1. Информационная культура

( Информационная культура )

Продолжительность обучения: 12 ак.ч. лекции очно + 14 ак.ч. практики очно + 13 ак.ч. самостоятельно
График обучения: 39 академических часов

Преподаватели

Аннотация

Курс «Информационная культура» ориентирован на учащихся 5-6 классов. Цель курса – выработка у учащихся навыков эффективной работы с информацией, которые будут востребованы как во время получения образования, так и в будущей профессиональной деятельности.

Необходимость введения этого курса вызвана стремительно увеличивающимся разрывом между объёмом информационного потока, изливающегося на школьника, и его способностью воспринимать, обрабатывать, запоминать, рационально организовывать эту информацию. Компьютер может стать прекрасным инструментом для работы с информацией, но только при условии, что школьник знает его возможности и умеет их использовать. Компьютер в данном курсе является именно инструментом – он и средство получения информации, и тренажёр для выработки полезных навыков, и источник развивающих игр, и полигон для творческих экспериментов.

В ходе обучения школьник научится ориентироваться в информационном потоке, рационально организовывать информацию, выбирать удобную форму её представления. Ученики познакомятся с упражнениями для развития внимания, памяти, скорочтения, логики, получив тем самым импульс для дальнейшего самосовершенствования. Искусство чётко формулировать свои мысли, задавать вопросы, выделять существенное и абстрагироваться от ненужного они будут осваивать посредством развивающих игр.

Занятия строятся в форме «калейдоскопа: компактные теоретические блоки чередуются с обсуждениями, развивающими играми, выполнением практических заданий с помощью компьютера и без него. Многие игры и упражнения являются командными.

Итоговой проверкой результатов обучения являются Турнир по интеллектуальным играм, и конкурс творческих работ.

Знания и умения, полученные в результате обучения

В результате обучения учащиеся получат знания и умения в следующих областях:

Информация и её свойства

  • Формы представления информации, их достоинства и недостатки.
  • Программы, работающие с информацией в различных формах.
  • Персональный компьютер (ПК) как инструмент для реализации информационных технологий
  • Функциональные части ПК.
  • Правила безопасной работы за компьютером.
  • Представление информации в памяти ПК.
  • Иерархическая организация информации, понятия «диск», «папка», «файл».
  • Основы навигации в файловой системе.
  • Понятия базового и прикладного программного обеспечения.
  • Виды прикладных программ.

Работа с текстовой информацией

  • Понятия «буква», «слово», «текст».
  • Скорочтение, скоропись, упражнения для их развития.
  • Поиск информации в книге: использование оглавлений и указателей.
  • Поиск в электронном тексте.
  • Основные приёмы работы с текстовым редактором.
  • Структуризация текста средствами форматирования.

Работа с числовой информацией

  • Действия с числовой информацией.
  • Математическая модель: понятие, примеры.
  • Создание несложных математических моделей.
  • Понятие алгоритма. Способы записи алгоритмов.

Работа с графической информацией

  • Растровая и векторная графика.
  • Основные приёмы работы с графическим редактором.
  • Связь информации и эмоций.

Информационные ресурсы сети Интернет

  • Структура гипертекста. Использование гиперссылок.
  • Основные приёмы поиска информации.

Хранение информации в памяти человека

  • Краткосрочная и долгосрочная память.
  • Понятие мнемотехники.
  • Упражнения для освоения основных мнемотехнических приёмов.

Требования к начальному уровню знаний

  • Вступительные требования отсутствуют.
  • Ограничение по возрасту: с 4 класса школы

Программа курса

Занятие 1

Информация и её свойства

  • Понятие «информация»
  • Основные формы представления информации: словесная, графическая, числовая, звуковая
  • Игры с информацией в различных формах

ПК как инструмент для работы с информацией

  • Правила безопасной работы на ПК
  • Примеры программ, работающих с разными формами представления информации

(На занятие допускаются родители)

Занятие 2

Устройство ПК

  • Функциональные части ПК: процессор, память, устройства ввода и вывода
  • Связь между внешними устройствами и формами представления информации
  • Клавиатура – инструмент для ввода текста
  • Работа с клавиатурным тренажёром

Информационные процессы

  • Действия с информацией
  • Примеры информационных процессов

Занятие 3

Представление информации в ЭВМ

  • Организация памяти ЭВМ
  • Способы кодирования текстовой и графической информации
  • Задания на расшифровку закодированного текста, изображений

Текстовая информация

  • Буква, слово, текст
  • Слово и его значение
  • Скоропись и скорочтение
  • Упражнения на развитие скорочтения

Занятие 4

Структуризация информации

  • Структуризация текстовой информации (на примере книги)
  • Оглавления, указатели
  • Задания на поиск информации в книге, в электронном документе

Хранение информации в памяти ПК

  • Иерархическая организация информации: диск, файл, каталог
  • Основы навигации в файловой системе
  • Игра «Поиск клада» в файловой системе

Занятие 5

Структуризация информации (продолжение)

  • Примеры структурированного и неструктурированного текста
  • Форматирование как инструмент структуризации
  • Упражнение на форматирование текста для облегчения восприятия

Числовая информация

  • Особенность числовой информации
  • Понятие математической модели, примеры
  • Построение математических моделей
  • Работа с компьютерными математическими моделями

Занятие 6

Графическая информация

  • Особенности графической информации
  • Способы работы с графической информацией на ПК
  • Растровая и векторная графика
  • Основные приёмы работы с графическим редактором

Эмоции и информация

  • Эмоциональная окраска графического изображения
  • Эксперименты с восприятием графики, творческие задания

Занятие 7

Компьютер как инструмент для творчества

  • Художественный образ. Примеры
  • Плакат как пример информации, воздействующей на эмоции

Проверочная работа

  • «Формы представления информации»

Занятие 8

Компьютер как источник информации

  • Информационные ресурсы сети Интернет
  • Поисковые серверы, основные приёмы работы с ними
  • Упражнения на поиск информации

Хранение информации

  • Способы хранения информации
  • Внешняя и оперативная память компьютера
  • Краткосрочная и долгосрочная память человека
  • Мнемотехника. Упражнения для её развития

Занятие 9

Программное обеспечение ПК

  • Базовое и прикладное программное обеспечение
  • Виды прикладных программ. Примеры
  • Работа с игровыми программами, разработанными учениками АИШ

Командная игра

  • «Охота за информацией»

Занятие 10

Программное обеспечение ПК (продолжение)

  • Источники программного обеспечения
  • Этапы разработки программы
  • Профессия «программист»

Искусство задавать вопросы

  • Неопределённость, информация как уменьшение неопределённости
  • Игры на умение формулировать вопросы

Занятие 11

Алгоритмы и формы их записи

  • Алгоритм: понятие, примеры
  • Исполнитель алгоритма, система команд
  • Способы записи алгоритмов

Разработка алгоритмов

  • Массовость алгоритма
  • Примеры алгоритмов

Занятие 12

Турнир по интеллектуальным играм (зачётное задание)

Творческое задание по итогам курса

Занятие 13

Итоговое занятие

  • Подведение и обсуждение итогов турнира и конкурса творческих заданий
  • Система дальнейшего обучения в АИШ
  • Заполнение электронной анкеты (оценка курса и самооценка)

(На занятие допускаются родители)