470823481
Нодира
498526497
Анна
364978079
Юлия

Закрыть

Общая информация
АИШ 10 лет О программе Схема обучения Программа обучения Стоимость обучения Преподаватели Новости и успехи Дни открытых дверей Работы слушателей О филиале АИШ Летняя школа
Обучающимся
Расписание занятий Списки групп и оценки Поиск школьника
Внеучебная жизнь
Олимпиады Политех-квест КРОСС И3 Курс для родителей Small Basic - клуб Битва роботов
Обратная связь
Форум Как нас найти Контакты

Дни открытых дверей Академии информатики для школьников —

Печать

Семестр 4. Процедурное программирование

( Процедурное программирование )

Продолжительность обучения: 19 ак.ч. лекции очно + 29 ак.ч. практики очно + 24 ак.ч. самостоятельно
График обучения: 72 академических часа

Преподаватели

Аннотация

Семестр предназначен для тех, кто уже владеет основами программирования и предполагает, что его будущая профессия будет связана именно с этим видом деятельности.

В отличие от второго семестра, основное внимание в данном курсе уделяется не столько формализации задачи, сколько выбору оптимального пути её решения. Ученики осваивают процедурное программирование, учатся работать со структурированными данными, знакомятся с классическими алгоритмами поиска и  сортировки, с рекурсией. В конце семестра обсуждаются вопросы организации интерфейса программы, ученики переходят от консольных приложений к оконным, осваивают событийное программирование. Особое внимание уделяется вопросам надёжности программного обеспечения, качества программы.

Основная часть семестра посвящена практике программирования, реализации алгоритмов работы с большими по объёму структурированными данными. Это вид деятельности способствует развитию внимания, абстрактного мышления, воображения.

Заканчивается обучение защитой проекта, выполненного на языке Visual Basic и демонстрирующего способность ученика приложить полученные в течение семестра знания к решению конкретной задачи.

Обучение, как и на других семестрах специализации,  ведётся на языке программирования Visual Basic. Однако семестр доступен и для школьников, владеющих основами программирования на каком-либо другом языке – при условии, что они готовы быстро освоить синтаксис VB c помощью учебного пособия или дистанционного курса, входящих в методическое обеспечение семестра.

Программное обеспечение курса

  • Операционная система MS Windows Windows 7 (русская версия)
  • Система программирования Microsoft Visual Studio Net 2008
  • Пакет программ MS Office 2010 (русская версия)

Для самостоятельной работы и выполнения домашних заданий ученики используют систему программирования Visual Basic 2008 Express Edition.

Знания и умения, полученные в результате обучения

В результате обучения учащиеся получат знания и умения в следующих областях:

Архитектура компьютера

  • Структура процессора, функции, система команд.
  • Регистры общего и специального назначения.
  • Работа процессора: работа с данными различных видов, осуществление переходов, вызова подпрограмм, передачи параметров.

Процедурное программирование

  • Концепция процедурного программирования.
  • Понятия подпрограммы, функции и процедуры.
  • Работа со стандартными функциями и процедурами.
  • Работа с таймером.
  • Работа со случайными числами.
  • Способы передачи параметров между подпрограммами.
  • Разработка процедур и функций.
  • Оптимизация структуры программы.

Рекурсия

  • Задачи, требующие применения рекурсии.
  • Разработка и применение рекурсивных подпрограмм.

Работа со структурированными данными

  • Строки, типичные операции с ними.
  • Одномерные и многомерные массивы, типичные операции с ними.
  • Алгоритмы поиска в массиве, их программная реализация.
  • Алгоритмы сортировки массива, области их применения, программная реализация.

Работа с файлами

  • Понятие логического и физического файла.
  • Двоичные и текстовые файлы.
  • Операции с файлами.
  • Техника чтения из файла и записи в файл, декомпозиция строки.

Интерфейс программы

  • Консольные и оконные приложения, визуальное программирование, событийное программирование.
  • Основные элементы управления: метка, текстовое поле, кнопка, флажок, переключатель
  • Использование таймера в событийном программировании.

 Техника тестирования и отладки программ

  • Способы тестирования программы.
  • Виды ошибок в программах, способы их выявления и локализации.
  • Основные приёмы работы с отладчиком.

Оценка качества и надёжности программного обеспечения

  • Вычислительная сложность алгоритма.
  • Прозрачность и гибкость программы.
  • Факторы, влияющие на надёжность программы.

Заканчивается обучение защитой проекта, выполненного на языке Visual Basic.

Требования к начальному уровню знаний

  1. Вступительное тестирование (Вступительный тест №ВПТ-532).
  2. Возрастное ограничение: с 9 класса школы.

Для успешной сдачи теста №ВПТ-532 необходимо обладать следующими знаниями:

  1. Знания курса математики за 8 классов общеобразовательной школы
  2. Общие принципы организации и работы ЭВМ.
  3. Исполнение салгоритма, описанного в виде блок-схемы или псевдокода.
  4. Опреаторы VB для программирования линейных, разветвлённых, циклических алгоритмов., применение арифметических и логических операций.
  5. Типы данных, структурированные данные (массивы), работа с ними.
  6. Основы работы в среде VB.NET

По результатам выполнения практического задания необходимо набрать 80 или более баллов.

Программа курса

Занятие 1

Введение

Интерфейс программы. Оконные приложения

  • Повторение: понятие пользовательского интерфейса, критерии его качества.
  • Оконные приложения, их отличие от консольных, понятие событийного программирования.
  • Элементы оконного интерфейса: форма, метка, текстовое поле, кнопка, флажок, переключатель.

Повторение: основные алгоритмическиеконструкции

  • Практика по программированию основных алгоритмических конструкций на VB.

Занятие 2

Архитектура компьютера

  • Процессор: структура, принципы работы, регистры специального назначения.
  • Работа процессора при реализации основных алгоритмических конструкций.
  • Понятие прерываний. Виды прерываний.

Оконные приложения (продолжение)

  • События в оконном приложении.
  • Таймер как инициатор событий.
  • Разработка оконных приложений, использующих таймер.

Занятие 3

Структурированные данные. Одномерные массивы

  • Повторение: простые и структурированные данные, понятие массива.
  • Повторение: типичные операции с одномерными массивами: ввод, вывод, суммирование, подсчёт, поиск максимума, однотипные действияс элементами.
  • Алгоритмы поиска элемента в упорядоченном и неупорядоченном массиве, их реализация.

Занятие 4

Одномерные массивы (продолжение)

  • Алгоритмы сортировки массивов, их реализация.
  • Работа с несколькими массивами. Применени еиндексных массивов.
  • Практическое применение массивов.

Занятие 5

Многомерные массивы

  • Понятие многомерного массива.
  • Примеры информационных моделей, реализуемых ввиде многомерных массивов.
  • Примеры программ и алгоритмов.
  • Отображение массивов в оконных приложениях.

Проверочная работа по теме «Массивы»

Занятие 6

Процедуры и функции

  • Повторение: понятие подпрограммы. Виды подпрограмм: процедуры и функции. Формальные параметры и фактическиеаргументы. Вызов процедуры и функции. Синтаксис процедуры и функции.
  • Разработка программ, использующих стандартныефункции (работа со строками, с таймером, генерация случайных чисел).
  • Способы обмена данными между процедурами ифункциями.
  • Концепция процедурного программирования.
  • Разработка программ, содержащих процедуры и функции, с консольным и оконным интерфейсом.

Занятие 7

Рекурсия

  • Рекурсия. Примеры задач, требующих применения рекурсии.
  • Разработка программ, содержащих рекурсивные процедуры и функции.
  • Прозрачность программного кода, факторы, влияющие на неё.

Проверочная работа по теме «Процедуры и функции»

Занятие 8

Работа с файлами

  • Понятие логического и физического файла.
  • Двоичные и текстовые файлы.
  • Операции с файлами.
  • Техника чтения из файла и записи в файл, декомпозиция строки.

Обсуждение тем курсовых проектов

Занятие 9

Постановка задачи по разработке программы

  • Этапы разработки программы (повторение).
  • Формулировка требований к программе.
  • Планирование интерфейса программы.
  • Информационная модель программы.

Оконные приложения (продолжение)

  • Программы, манипулирующие с несколькими формами.

Обсуждение интерфейса и информационной модели программы - курсового проекта

Занятие 10

Концепция процедурного программирования

  • Парадигмы программирования (повторение). Процедурное программирование.
  • Проектирование структуры программы, состоящейиз нескольких подпрограмм.

Работа над курсовым проектом

Занятие 11

Техника тестирования и отладки программ

  • Способы тестирования программы.
  • Виды ошибок в программах, способы их выявления и локализации.
  • Основные приёмы работы с отладчиком.
  • Оценка качества и надёжности программного обеспечения.
  • Вычислительная сложность алгоритма.
  • Прозрачность и гибкость программы.
  • Факторы, влияющие на надёжность программы.

Работа над курсовым проектом

Занятие 12. Экзамен: защита курсового проекта

Рекомендуемая литература

Задачник по программированиюОбложка 607
Книга на Ozon.ru 
Юркин А.Г.
Издательство: Питер, 2002 г. Мягкая обложка, 192 стр.
ISBN: 5-318-00399-0

Автор этой книги уверен, что практическое решение разнообразных по содержанию задач даст в обретении программистских навыков гораздо больший эффект, чем только лекционный курс и изучение многочисленных учебников, - нельзя научиться плавать в сухом бассейне. При формировании материала для задачника проработан не один десяток сборников и учебников. Из них по крупицам отобраны наиболее интересные формулировки; многие задачи являются оригинальными и родились в длительных дискуссиях с коллегами. В списке литературы приведены книги, использованные при подготовке сборника. Они могут быть полезны не только как источник дополнительных задач, но и иметь самостоятельное практическое значение, так как многие из них содержат хороший материал по технологии программирования.


Visual Basic в задачах и примерахОбложка 606

Сафронов И.К.
Издательство: BHV 2008 год, 400 стр.
ISBN: 978-5-94157-495-7

В книге рассмотрены возможности языка Visual Basic на основе авторских задач и примеров. Описывается история языков семейства Basic, применение Visual Basic к реализации линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов, работа с подпрограммами и файлами, мультимедийные возможности языка при оформлении созданных приложений, написание простых игр. Каждая из рассматриваемых тем предваряется коротким теоретическим вступлением, поясняющим приведенные примеры и задачи. В конце книги дан справочник по языку и решения избранных задач. Для учащихся 8—11 классов, студентов первых курсов и пре-подавателей школ и вузов